карта сайта контактная информация домой
Главная / Библиотека / Европейский взгляд / Статьи /

Проектирование системы управления ВУЗом, ориентированной на повышение качества образовательных услуг


Консалтинговая компания IDS Scheer Россия и страны СНГ, являясь лидером на рынке внедрения процессных технологий в управление, предлагает использование процессного подхода при построении системы управления ВУЗом. Что вселяет уверенность в успехе такого подхода и применимости его к образовательным учреждениям?

Во-первых, высокая динамика изменений внешней и внутренней среды требует адаптационной мобильности управления учреждениями высшей профессиональной школы.

Вот лишь некотрые тенденции последнего времени:
- повышение требований общества к качеству профессионального образования;
- акценты в государственной политике на формирование "инновационных ВУЗов будущего";
- ориентация на конкурентоспособность в системе образования не только России, но и на международном уровне;
- высокая скорость развития современных технологий обучения;
- динамика изменений экономических условий деятельности ВУЗов.

Для адаптации к постоянным изменениям среды наилучшим образом подходят системы управления, построенные на сокращении количества иерархичных связей при принятии решений. Это позволяет сохранять конкурентные преимущества на динамично изменяющемся рынке за счет скорости реакции на изменения. Безусловно, системы, основанные на процессном, процессно-проектном управлении максимально соответствуют данным требованиям.

Во-вторых, деятельность образовательных учреждений все меньше управляется "высеченными на камне" шаблонами, стандартами, продиктованными Министерством образования. Система управления на государственном уровне строится на условиях делегирования полномочий и ответственности за обеспечение требуемого качества образования на уровень ВУЗов. А такой подход заставляет каждый ВУЗ самостоятельно определять систему ценностей для потребителей своих услуг, формировать их перечень, границы, условия и порядок предоставления услуг. Система оказания услуг учреждениями высшей профессиональной школы становится ориентированной на клиента. В этом случае именно процессный подход позволяет рассматривать деятельность ВУЗа как совокупность регулярных действий, ориентированных на получение результата, значимого для потребителя услуг.

В-третьих, глобальный опыт использования технологий процессного управления свидетельствует о преимуществах, которые он дает при управлении организацией:
- усиление ответственности сотрудников за конечный результат;
- cокращение сроков разработки корпоративных стандартов и регламентов в 2 раза;
- cнижение времени внедрения новых услуг на 40%;
- cокращение времени адаптации и обучения новых сотрудников на 20%;
- снижение времени сквозных процессов на 30%;
- cнижение затрат на персонал в рамках сквозного процесса на 20% .

Безусловно, такого рода преимущества способны повысить гибкость управления, обеспечивая тем самым конкурентоспособность образовательного учреждения.

Используя преимущества процессного управления, IDS Scheer предлагает ориентироваться на комплексное решение по проектированию системы управления ВУЗом. В основе решения концепция построения архитектуры организации (AVE for Enterprise Architecture ).

Она включает проектирование модели управления образовательным учреждением на основе требований и ограничений со стороны заинтересованных сторон, верификацию соответствия процессов ВУЗа целям, стоящим перед образовательным учреждением, анализа способности процессов генерировать требуемый результат, в том числе качество услуг.

На основе методологии построения цепочки добавленной стоимости (Value-Added-Chain) с учетом отраслевого российского и международного опыта, вся деятельность ВУЗа описывается в виде обобщенной модели деятельности верхнего уровня. При этом выстраивается своего рода целевая картина будущего ВУЗа с учетом процессов, требующих инжиниринга либо совершенствования для серьезного улучшения своих параметров результативности. Акцент делается также на интеграции различных областей (научно-исследовательской, образовательной, научно-производственной деятельности, деятельности по управлению материально-технической базой, административно-хозяйственному обеспечению, финансовому управлению, управлению имуществом и т.д.) и нацеленности их на получение результата, удовлетворяющего потребителей и заказчиков образовательных услуг.

Далее разрабатывается система управления ВУЗом, предполагающая распределение ответственности и полномочий руководителей за достижение целей и показателей результативности процессов, идентифицируются информационные ресурсы и стандарты деятельности, необходимые для построения целевой системы. На разных стадиях зрелости системы управления могут использоваться различные механизмы управления качеством услуг: от управления с использованием показателей результативности (KPI) до внедрения полноценной системы менеджмента качества, основанной на международных стандартах. Следующий шаг - разработка плана внедрения целевой системы управления. Этот план включает реализацию системы в рамках выбранной информационной системы, мероприятия по управлению изменениями (Change Management), обучение и т.д.

В итоге образовательное учреждение получает такую целевую модель управления, которая позволяет решать полный комплекс задач как оперативного, так и стратегического характера, сохраняя при этом высокую гибкость и способность реагировать на изменения среды.



Ниже представлены презентации и материалы, посвященные платформе и продуктам ARIS:
1) Партнерская политика IDS Scheer для Образовательных учреждений
2) Платформа ARIS
3) Создание архитектуры предприятия. Управление бизнес-процессами
4) Моделирование и управление бизнес-процессами в сети
5) Оптимизация процессов на основе Ключевых Показателей Результативности
6) Динамическая публикация процессного портала
7) Программный модуль ARIS Business Server
8) Измерение и контроль бизнес-процессов
9) Модуль ARIS Simulation
10) Информационная структура для сбора информации о высшем учебном заведении


Веб-сайт компании IDS Scheer: http://www.ids-scheer.ru/