карта сайта контактная информация домой
Главная / Библиотека / Европейский взгляд / Требования директив и стандартов Европейской сети гарантии качества в высшем образовании (ENQA) к гарантиям качества высшего образования и процессам информационного сопровождения обеспечения деятельности ОУ /

Стандарты и Директивы для Агентств Гарантии Качества в Высшем Образовании на Территории Европы (выдержки)


Европейская Ассоциация Гарантии Качества в Высшем Образовании

Февраль, 2005


Настоящий отчёт составлен сотрудниками Европейской Ассоциации Гарантии Качества высшего образования (ENQA), при консультации и взаимодействии с EUA, ESIB и EURASHE и после обсуждения с заинтересованными организациями. Он представляет собой ответ на двойной мандат, данный ENQA в Берлинском коммюнике 2003 года, разработать " согласованный набор стандартов, процедур и директив по гарантии качества" и "исследовать возможности обеспечения экспертной взаимопроверки системы оценки качества и/или аккредитационных агентств или подразделений".

Основные итоги и рекомендации отчёта:

  • Планируется разработать европейские стандарты для внешней и внутренней оценки качества, и для аккредитационных агентств.

  • Европейские аккредитационные агентства обязаны каждые 5 лет проходить проверку  своей деятельности.

  • Упор будет делаться на субсидиарность - общенациональные проверки должны проводиться при любой возможности.

  • Планируется издавать европейский регистр аккредитационных агентств.

  • Европейский Регистрационный Комитет будет играть ключевую роль при решении вопроса о включении агентств в регистр.

  • Планируется учредить Европейский Консультационный Форум по гарантии качества высшего образования.

Когда будут осуществляться рекомендации:

  • В результате осуществления данных рекомендаций будет улучшаться согласованность в работе по гарантированию качества Европейского высшего образования (ЕНЕА).

  • ВУЗы и аккредитационные агентства, находящиеся на территории EHEA, будут иметь возможность использования общих ориентиров в гарантии качества.

  • Регистр облегчит идентификацию профессиональных агентств, заслуживающих доверия.

  • Более строго будут проводиться процедуры по определению квалификации.

  • Будет повышена надёжность работы аккредитационных агентств.

  • С помощью Европейского Консультационного Форума по гарантии качества высшего образования будет улучшен обмен мнениями и опытом между агентствами и другими основными участниками процесса аккредитации (в том числе ВУЗами, студентами и представителями рынка труда).

  • Будет расти взаимное доверие между учебными заведениями и агентствами.

  • Будет оказываться поддержка движению к взаимному признанию

Контекст, Цели и Принципы

Гарантия качества в высшем образовании ни в коем случае не является только Европейской проблемой. Интерес к качеству и стандартам возрастает по всему миру, что отражает быстрое развитие высшего образования и рост как государственных, так и частных затрат на него. Соответственно, если целью Европы является стремление достичь наиболее динамичной и, основанной на знаниях, экономики в мире (Лиссабонская Стратегия), европейское высшее образование должно продемонстрировать, что качество образовательных программ и сертификации учитывается всерьёз и методы гарантии и проявления этого качества находятся на должном уровне. Инициативы и запросы, появляющиеся как внутри, так и за пределами Европы, в свете интернационализации высшего образования, требуют ответной реакции. Объединение всех сил с целью создания такой системы обеспечивает удачное применение истинно Европейского подхода к гарантии качества, что усилит привлекательность высшего образования, предлагаемого EHEA.

Предложения, содержащиеся в данном отчёте, подкреплены принципами, которые более детально описаны в двух главах, содержащих две части Берлинского мандата. Тем не менее, вся работа должна базироваться на некоторых фундаментальных принципах:

  • заинтересованность студентов, сотрудников и общества в целом в хорошем качестве высшего образования;

  • важность организационной автономности, с осознанием, что независимость подразумевает большую ответственность;

  • необходимость соответствия внешней оценки качества своим целям. Для достижения этих целей внешняя оценка качества должна накладывать только соответствующую и необходимую нагрузку (не более того) на образовательные заведения.

EHEA и 40 государств, входящие в него, характеризуется разнообразием политических систем, социо-культурных и образовательных традиций, языков, стремлений и ожиданий. Данный факт делает единый, монолитный подход к качеству, стандартам и гарантии качества неуместным. В свете этого разнообразия, что общепризнанно является одной из отличительных черт Европы, в отчёте ставится задача противодействовать узкому, предписательному и догматическому подходу к стандартам. Как в стандартах, так и в директивах, отчёт отдаёт предпочтение общему подходу, а не отдельным требованиям. Это делается потому, что данный подход наиболее вероятно приведёт к широкому признанию, и создаст наиболее твёрдую основу для взаимодействия различных организаций высшего образования на всей территории EHEA. Общие стандарты должны найти широкий отклик на государственном уровне у большинства стран участников. Тем не менее, одним из последствий этого подхода является то, что стандарты и директивы больше сфокусированы на том, что должно быть сделано, чем как этого достичь. Впереди - огромная работа по применению рекомендаций, упомянутых в отчёте, и обеспечению предполагаемой культуры качества в ВУЗах и аккредитационных агентствах.

Европейские Стандарты и Директивы

Поручение Министров разработать "согласованный набор стандартов, процедур и директив в области гарантии качества" подняло ряд важных вопросов. "Гарантия качества" - это общий термин в высшем образовании, имеющий множество интерпретаций: невозможно использовать одно понятие в разных случаях. Подобным образом, слово "стандарты" используется по-своему в разных частях Европы, начиная с утверждения узко определённых регулирующих требований, заканчивая более обобщённым описанием полезного опыта. Слова, в свою очередь, обладают различными значениями в контексте отдельных государственных систем высшего образования.

Более того, процесс составления отчёта, сам по себе, выявил, что внутри объединения аккредитационных организаций существуют фундаментальные различия точек зрения на взаимоотношения, которые должны устанавливаться между ВУЗами и их внешними экспертами по оценке. Некоторые агентства, занимающиеся аккредитацией программ или учебных заведений, придерживаются мнения, что внешняя оценка качества в первую очередь играет роль "защиты прав потребителя", и требуют установки ощутимой дистанции между аккредитационными агентствами и ВУЗами. Тогда как другие агентства видят принципиальную роль внешней оценки качества в предоставлении советов и руководства с целью улучшения стандартов и качества обучающих программ и соответствующей квалификации. В последнем случае, требуется тесное взаимодействие между агентством и оцениваемым учебным заведением. Существует и третье мнение, усреднённое, ищущее баланс между ответственностью и усовершенствованием.

Не только агентства имеют свои точки зрения на данную проблему. Интересы ВУЗов и студенческих организаций не  всегда совпадают, первые стараются добиться высокого уровня независимости, при минимальном внешнем контроле или оценке (на уровне всего заведения), последние хотят сделать образовательные заведения подотчётными с помощью частых проверок на уровне программы или квалификации.

Наконец, стандарты и директивы относятся только к трём циклам высшего образования, описанным в Болонской Декларации, и не распространяются на область научных исследований и общего управления учебными заведениями.

Европейские стандарты и директивы по внутренней и внешней гарантии качества в высшем образовании

Основные принципы.

Стандарты и директивы основаны на основных принципах внешней и внутренней гарантии качества высшего образования на территории ЕНЕА. А именно:

  • поставщики высшего образования несут основную ответственность за качество и его гарантию;

  • интересы общества, касающиеся качества и стандартов высшего образования, должны быть защищены;

  • качество академических программ для студентов и остальных бенефициариев должно улучшаться и развиваться;

  • должны существовать действенные и эффективные организационные структуры, предоставляющие и поддерживающие академические программы;

  • очень важна прозрачность и использование внешней экспертизы процессов гарантии качества;

  • должно поощряться развитие культуры качества в ВУЗах;

  • должны разрабатываться процессы, с помощью которых ВУЗы смогли бы продемонстрировать свою отчётность, включая отчётность за общественные и частные материальные инвестиции;

  • гарантия качества с целью отчётности полностью равна по значимости гарантии качества с целью совершенствования учебного процесса;

  • учебные заведения должны демонстрировать своё качество как внутри страны, так и на международной арене;

  • используемые процессы не должны подавлять многообразие и новаторство.

Цели стандартов и директив

Назначение стандартов и директив:

  • улучшить образование студентов в ВУЗах на территории ЕНЕА;

  • помогать ВУЗам в управлении и улучшении качества и, тем самым, укреплять их организационную независимость;

  • формировать предпосылки для работы аккредитационных агентств;

  • способствовать прозрачности внешней оценки качества и упрощению его для понимания всех вовлечённых в процесс сторон.

Задачи стандартов и директив

Цели стандартов и директив:

  • поощрять развитие ВУЗов, добивающихся выдающихся интеллектуальных и образовательных результатов;

  • предоставлять помощь и поддержку ВУЗам и другим релевантным агентствам в развитии собственной культуры гарантии качества;

  • информировать ВУЗы, студентов, работодателей и другие заинтересованные стороны о процессах и результатах высшего образования;

  • содействовать обогащению информативной базы справочных материалов для предоставления информации ВУЗам о гарантировании качества на территории ЕНЕА.

Внешняя оценка качества.

Стандарты и директивы, предложенные в данном отчёте, отводят важную роль внешней оценке качества. Форма внешней оценки качества варьируется от системы к системе и может содержать организационные оценки различных типов; оценка предмета или программы; аккредитация на уровне предмета, программы или всего учебного заведения; и комбинацию всего вышеперечисленного. Эффективность внешней оценки во многом зависит от внутренней стратегии гарантии качества, существующей в учебном заведении, с её особыми целями и механизмами, и методами достижения этих целей.

Агентства, проводящие внешнюю оценку качества, руководствуются следующими целями:

  • защита национальных академических стандартов высшего образования;

  • аккредитация программ и/или учебных заведений;

  • защита потребителя;

  • публичное распространение информации (о качестве и количестве) о программах или учебных заведениях, прошедших независимую проверку;

  • улучшение и развитие качества.

Деятельность Европейских аккредитационных агентств будет отражать правовые, социальные и культурные требования к подведомственным учреждениям, и требования окружающей среды, в которой они работают. Европейские стандарты, относящиеся к гарантии качества самих аккредитационных агентств, приведены в Части 3 данной главы.

Процедуры, осуществляемые аккредитационными агентствами, должны полностью зависеть от их целей и итогов, которых они хотят добиться. Процедуры, применяемые теми агентствами, основная задача которых -  улучшение качества, могут существенно отличаться от процедур агентств, защищающих "права потребителя". Следующие стандарты отражают основную практику, существующую в Европе, но не представляют собой строгого руководства к тому, что должно проверяться, или как должна осуществляться деятельность по гарантированию качества.

Тем не менее, уже существуют основные принципы успешной работы  в сфере внешней гарантии качества:

  • должна уважаться организационная независимость;

  • интересы студентов и других заинтересованных сторон (представителей рынка труда) должны стоять во главе угла процесса гарантии качества;

  • по мере возможности должны использоваться результаты внутренней оценки качества самих учебных заведений.

"Директивы" предоставляют дополнительную информацию о положительном опыте и, в некоторых случаях, детально объясняют значение и важность стандартов. Хотя директивы не являются частью стандартов, стандарты должны рассматриваться в с связи с ними.



Часть 1: Европейские стандарты и директивы по внутренней гарантии качества в ВУЗах
Часть 2: Европейские стандарты и директивы по внешней гарантии качества в ВУЗах
Часть 3: Европейские стандарты и директивы для аккредитационных агентств