карта сайта контактная информация домой
Главная / Библиотека / Европейский взгляд / Требования директив и стандартов Европейской сети гарантии качества в высшем образовании (ENQA) к гарантиям качества высшего образования и процессам информационного сопровождения обеспечения деятельности ОУ /

Система Академических кредитов и Европейское Приложение к диплому как инструменты качества высшего образования в Европе


СИСТЕМА АКАДЕМИЧЕСКИХ КРЕДИТОВ И ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К ДИПЛОМУ КАК ИНСТРУМЕНТЫ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ

М.К. Горбатова,
ведущий эксперт центра качества образования ННГУ

Цель Болонского процесса - создание единого европейского пространства высшего образования, основанного на общности фундаментальных принципов функционирования:
постоянное улучшение качества высшего образования,
повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда,
рациональное сочетание академического качества и прикладного характера образовательных услуг.
В Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых, как предполагается, будет способствовать единению Европы в области образования:

  • Введение двухциклового обучения.

  • Введение кредитной системы.

  • Контроль качества образования.

  • Расширение мобильности.

  • Обеспечение трудоустройства выпускников.

  • Обеспечение привлекательности европейской системы образования1.

К настоящему времени принято говорить о 10-и задачах: к ранее сформулированным добавляются:

  • введение аспирантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня);

  • придание "европейского измерения" высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования;

  • реализация социальной роли высшего образования, его доступность, развитие системы дополнительного образования (так называемое "образование в течение всей жизни").

Кроме того, в настоящее время становится все более принятым говорить об общеевропейском образовательном и исследовательском пространстве2.
В качестве инструментов реализации единого пространства высшего образования в Европе следует выделить:

  • введение системы легко читаемых и сравнимых степеней,

  • введение трехуровневой системы высшего образования,

  • применение приложений к диплому,

  • введение единой системы академических кредитов, сходной с системой ECTS,

  • выработка общих критериев качества.

Интеграция в мировую систему высшего образования системы высшего профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы - это один из принципов государственной политики в сфере образования, зафиксированный законом (ст. 2, п. 1, п/п. 3 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ3).

17-19 сентября 2003 г. состоялся визит делегации Минобразования России в г. Берлин (Германия) для участия в конференции министров высшего образования Европейских стран, проводимой в рамках Болонского процесса, на которой было единогласно принято решение о присоединении России к Болонской декларации.

В настоящее время Минобрнауки России совместно с Евросоюзом формирует "Общее пространство Россия-ЕС в области науки и образования". Начавшийся с присоединения России к Болонской декларации процесс интеграции российской и европейской систем образования является одним из важных элементов формируемого пространства.

Для полноценного участия в Болонском процессе российской высшей школе необходимо в 2005-2010 годах внедрить в практику своей деятельности упомянутые выше инструменты реализации единого пространства высшего образования.

В данной статье сделана попытка проанализировать на основе международных и национальных нормативных документов такие важные инструменты Болонского процесса, как система академических кредитов ECTS и Diploma Supplient (Европейское приложение к диплому). Исследуется практика их внедрения в системы высшего образования европейских стран и России.

Система академических кредитов


Кредитная система - это системный способ описания образовательных программ путем присвоения определенного количества кредитных единиц их компонентам и структурным элементам.

ECTS - European Credit Transfer Systi - Европейская система взаимозачёта кредитов, разработанная в рамках проекта Совета Европы.

В основу ECTS положены три элемента:

  • информация о программах обучения и результатах работы студента,

  • соглашение между вузами - партнерами и студентом,

  • обозначение объема работы студента.

"Академический кредит" в рамках ECTS - это универсальная единица измерения трудоёмкости изучения дисциплины; мера вложенного учащимся труда ч освоение знаний, за которые он отчитался.
После закрепления в документах Болонского процесса общей рамки квалификаций для общеевропейского пространства высшего образования, состоящей из трех уровней (бакалавр-магистр-доктор), закономерно встал вопрос об объеме получаемого студентом образования на каждом из уровней.

Инициаторами Болонского процесса было решено определять в каждом случае "трудоёмкость учебной работы". Однако не было единого подхода к определению содержания единицы трудоемкости. Часы аудиторных занятий ("контактные часы" по европейской терминологии) не могли выступать в качестве универсальной единицы измерения. Это связано с тем, что отношение к аудиторным занятиям в европейских университетах весьма различное: немало вузов считают, что основное образование студент получает не в аудитории, не на лекциях и семинарах, а в ходе самостоятельной работы, при изучении рекомендованной литературы и написании эссе (рефератов, курсовых работ), во время индивидуальных собеседований по проработанному материалу с академическими тьюторами.

В качестве решения проблемы было предложено учитывать общую учебную нагрузку студента, суммарное время, которое он потратил в аудитории и вне её на овладение программой. Общая нагрузка помимо аудиторной включает по европейским меркам такие виды самостоятельной учебной работы студента, как написание эссе, рефератов, курсовых работ, лабораторные работы, практики и стажировки, подготовку к зачётам.

По существующей в европейском высшем образовании традиции единицу измерения трудоёмкости учебной нагрузки студента назвали "академическим кредитом".

Система кредитов предполагает взаимозачет последних, так же как и их накопление. Болонская декларация гласит: "Кредиты могут быть заработаны и вне контекста высшего образования, например, в системе непрерывного образования, при условии, что они признаются принимающим университетом"4 .

Академические кредиты нужны как для определения работодателем весомости полученных студентом знаний и навыков по каждой дисциплине, так и равным образом для того, чтобы поддерживать систему академической мобильности студентов. Благодаря академическим кредитам, студент сможет в течение достаточно длительных периодов учиться в других, в основном, в зарубежных вузах, привозя оттуда академические кредиты, которые базовый вуз должен засчитать в счёт основного образования и использовать при принятии решения о выдаче своего диплома.

Наиболее приемлемой из существовавших в Европе на момент подписания Болонской декларации систем кредитов была признана разработанная в рамках проекта Совета Европы система ECTS - "European Credit Transfer Systi". Причём в 1999 году эта система рассматривалась как одна из возможных, и для создания единого европейского пространства высшего образования считалось необходимым ввести систему кредитов - такую, как система ECTS.

Если на начальном этапе Болонского процесса основное предназначение кредитов виделось в поддержания академической мобильности, в 2003 году в Берлине к этой задаче добавилось совершенствование программ обучения. Берлинская декларация гласит: "Министры подчёркивают важную роль, которую играет Европейская система взаимозачёта кредитов ECTS для обеспечения студенческой мобильности и разработки программ обучения в международных масштабах"5.

Европейская система взаимозачета кредитом (ECTS) рекомендует оценивать суммарную трудоемкость дисциплин одного учебного года ровно в 60 кредитов. Исходя из этого, в семестр студент должен заработать 30 кредитов, а в триместр - 20 кредитов.

Опираясь на график учебного процесса (17+16 недель обучения) с учетом времени, отведенного на сдачу зачетов и экзаменов (8 недель), общий баланс времени в учебном году составляет 2214 академических часов. Таким образом, 1 кредит ECTS = 2214 / 60 = равен примерно 37 академическим часам.

Система учета трудоемкости в академических часах, принятая в российской системе высшего профессионального образования, также является кредитной системой, так как учитывает различные виды работ студента. В отличие от российской, в западных кредитных системах в трудоемкости учитывается время, затраченное учащимся на подготовку и сдачу экзаменов и зачетов.

В Российской Федерации зачетной единицей, определяющей объем работы студента и преподавателя, является академический час, длительность которого определена "Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. N264, и составляет 45-50 минут6.

С включением Российской Федерации в Болонский процесс был предпринят ряд мер, в том числе направленных "на введении кредитной системы, сходной с ECTS".

С целью обеспечения перехода расчета учебных планов и нагрузки с аудиторных часов на зачетные единицы, совместимые с ECTS, Министерство образования России приняло методику расчета трудоёмкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах7.

Для обозначения универсальной единицы трудоемкости введен термин "зачётная единица" вместо европейского "академического кредита".

Одна зачетная единица равна 36 академическим часам общей трудоёмкости продолжительностью по 45 минут.

Максимальный объём учебной нагрузки студента в неделю составляет 54 академических часа, то есть 1,5 зачётные единицы.

Трудоёмкости дисциплины в зачетных единицах рассчитываются путем деления трудоёмкости в академических часах на 36.

Зачет по дисциплине и трудоемкость курсовых проектов (работ) входят в общую трудоёмкость дисциплины в зачетных единицах.

Одна неделя практики выражается 1,5 зачётными единицами.

Один семестровый экзамен равен 1 зачётной единице (3 дня подготовки и 1 день на экзамен).

Трудоёмкость итоговой аттестации рассчитывается исходя из количества отведённых на неё недель: 1 неделя соответствует 1,5 зачётным единицам.

Следует отметить и Приказ Министерства образования Российской Федерации от 02.07.2003 N 2847 "О проведении эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе"8 и Примерное положение об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц9.

На сегодня в эксперименте официально участвуют более 24 вузов России, в том числе Воронежский государственный университет, Государственный университет -Высшая школа экономики, Калининградский государственный университет, Омский государственный педагогический университет, Российский университет дружбы народов, Ростовский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И. Ульянова (Ленина), Саратовский государственный технический университет, Томский политехнический университет и др.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2005 года N40 "О реализации положений Болопской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации" переход российской системы высшего профессионального образования на систему зачетных единиц предусмотрен в 2008 году10.

Европейское приложение к диплому


Отдельные национальные документы об образовании разнообразны и зачастую сами по себе недостаточно информативны (не предоставляют достаточной информации), что влечет трудности оценки уровня и назначения квалификации без соответствующего детального разъяснения.

В связи с этим одним из главных инструментов реализации единого пространства высшего образования в Европе рассматривается выдача каждому выпускнику приложения к диплому. Цель - разрешить проблемы признания и обеспечить прозрачность и международное признание квалификаций (т.е. дипломов или других свидетельств, выданных уполномоченными органами) для продолжения обучения па следующем уровне (академическое признание) или получения работы (профессиональное признание).

Болонская декларация 1999 года призывает в целях создания единого европейского пространства высшего образования "использовать приложение к диплому с тем, чтобы способствовать трудоустройству граждан Европы и повысить международную конкурентоспособность европейской системы высшего образования". В Саламанке (2001 г.) ректоры европейских университетов назвали приложение к диплому "одним из существующих инструментов для обеспечения признания и мобильности"11.

Министры образования па конференции в Берлине (2003 г.) обратились ко всем высшим учебным заведениям и работодателям с призывом в полной мере использовать приложение к диплому с тем, чтобы воспользоваться усилившейся прозрачностью и гибкостью системы степеней высшего образования в целях повышения шансов на трудоустройство и способствования академическому признанию дипломов для дальнейшей учёбы12.

Таким образом, европейское приложение к диплому способствует решению следующих задач;

  • Обеспечивает прозрачность в сфере высшего образования.

  • Отражает изменения в квалификациях.

  • Поддерживает мобильность, доступность и обучение в течение всей жизни.

  • Способствует справедливым и информативно полным оценкам о квалификациях.

Приложение к диплому было разработано и рекомендовано тремя европейскими организациями - Европейской комиссией, Советом Европы и ЮНЕСКО/СЕПЕС.

По итогам развернувшейся в 1994 году дискуссии о признании документов об академическом и профессиональном образовании Совет министров сформировал 6 мая 1996 года комиссию с тем, чтобы "оценить совместно со странами-членами возможность введения на добровольной основе европейского административного приложения к дипломам для обеспечения их прозрачности и признания в иностранных государствах. Комиссия примет во внимание опыт других организаций, таких как ЮНЕСКО и Совет Европы, в этой области".

Рабочая группа по разработке приложения к диплому была создана в декабре 1996 года по инициативе Европейской комиссии, Совета Европы ЮНЕСКО/СЕПЕС. В ее состав входили специалисты по признанию документов, представители высших учебных заведений, Конфедерации союзов ректоров и трех организаций-спонсоров.

Задачей рабочей группы было разработать модель приложения к диплому.

Совместный экспериментальный проект включал ряд различных мероприятий:

  • Брюссель 22 сентября 1997 года - представление проекта. Участники проекта выдвинули свои варианты приложений;

  • Брюссель - встреча, посвященная обсуждению приложений и их распределению между вузами-участниками проекта; каждый участник должен был оценить полученные приложения;

  • 15 мая 1998 года в Брюсселе - заключительная встреча, продемонстрировавшая серьезную поддержку идеи приложения к диплому. 98 % участников проекта указали на то, что введение приложения очень своевременно и полезно.

Как результат последней встречи в Брюсселе и последующих встреч рабочей группы, в модель приложения к диплому был внесен ряд изменений. Окончательная версия приложения хорошо продумана и содержит серьезные практические рекомендации по составлению и применению. Подготовлены также подробное руководство по приложениям и примеры их заполнения.

В документах Болонского процесса упомянутый вспомогательный документ об образовании называется просто "Diploma Supplient (приложение к диплому)", так как до недавнего времени во многих европейских странах выпускникам не выдавалось приложение, отражающее изученные дисциплины и достигнутые успехи выпускника. В российской системе образования такой документ выдается. С учетом того, что Diploma Supplient разработано и рекомендовано тремя европейскими организациями (Европейской комиссией, Советом Европы и ЮНЕСКО/СЕПЕС), в российской научной литературе сложилось и повсеместно используется название "Европейское приложение" для отличия его от российского приложения.

Общая философия приложения - таким образом описать полученное студентом образование, чтобы без дополнительных вопросов стало понятно, образование какого качества и в каком объёме получил предъявивший его выпускник любого уровня высшего образования. В приложении помимо конкретных данных об учебе студента описывается общая система образования в стране, что позволяет понять, на каком этапе "болонских" преобразований находится национальная система высшего образования. Кроме того, приложение описывает организацию образовательного процесса в вузе; перечисляет все курсы по учебным дисциплинам, пройденные выпускником в течение обучения на данном уровне высшего образования.

Форма европейского приложения (ЕП) достаточно строго регламентируется и включает восемь обязательных разделов, которые должны заполняться максимально полно и точно. Образцы заполнения европейского приложения к диплому учебными заведениями европейских стран представлены на сайте "Europe"13.

Согласно болонским документам, приложение должно заполняться на одном из распространённых европейских языков, однако реально рекомендуется оформлять его на родном языке с переводом на английский язык. Родной язык необходим для возможных дальнейших переводов приложения на третьи языки во избежание нарастания ошибок и неточностей от переводов, скажем, с языка-посредника.

Теперь обратимся к содержанию европейского приложения к диплому.

Вводная часть - преамбула - содержит указание о том, что

  • Настоящее приложение к диплом}/ соответствует модели, разработанной Европейской комиссией, Советом Европы и ЮНЕСКО/СЕПЕС.

  • Цель приложения - предоставить исчерпывающие независимые данные с целью обеспечения международной "прозрачности" и объективного академического и профессионального признания квалификаций (дипломов, степеней, сертификатов и т.д.).

  • Оно содержит описание характера, уровня, контекста, содержания и статуса обучения, пройденною и успешно завершенного лицом, поименованным в оригинале квалификации, к которому приложен документ.

Первый раздел - "Информация об обладателе квалификации" - включает фамилию, имя и отчество студента, дату и место его рождения, а также идентификационный номер специальности или направления подготовки согласно принятой в стране системе идентификации.

Второй раздел
- "Информация о полученной квалификации". В этом разделе должны быть прописаны полное и сокращённое название квалификации, полные и сокращённые названия полученных степеней, специальность, название и статус учебного заведения, присвоившего квалификацию, названия вузов, где происходило обучение студента (помимо базового вуза, это могут быть, к примеру, зарубежные вузы, куда студент направлялся по программам мобильности), язык (языки) обучения и контроля знаний.

При выдаче европейского приложения к диплому в России в данном разделе должно быть (в соответствии с рекомендациями по заполнению подобного приложения) приведено принятое в России полное название квалификации на русском языке. При этом право присвоения квалификации государство (в лице Министерства образования и науки) делегирует высшим учебным заведениям.
В данном разделе также должен быть указан статус вуза, присваивающего квалификацию, и статус всех вузов, производивших обучение студента, - например, "государственный", "частный с государственной аккредитацией", "частный независимый".

Третий раздел
- "Сведения об уровне квалификации". Здесь указываются собственно уровень квалификации и сё место в национальной системе высшего образования, продолжительность обучения в годах, виды учебной нагрузки, включённые в трудоёмкость обучения, контактные (аудиторные) часы, самостоятельная учебная работа, экзамены.

Четвёртый раздел
- "Информация о содержании обучения и полученных результатах". Обязательными пунктами данного раздела являются указания:

  • формы обучения - очная, вечерняя, заочная, дистанционная (против этого параграфа, например, решительно протестуют британские вузы),

  • программы обучения и требования к её овладению,

  • содержания обучения (обязательные и элективные дисциплины, факультативные курсы, выполненные студентом курсовые работы, пройденные практики, защищенные дипломная работа или магистерская диссертация), с указанием трудоемкости дисциплин, практик, курсовых и дипломных работ (магистерских диссертаций), экзаменов (курсовых и итоговых) в академических кредитах,

  • шкалы оценок и среднестатистического процентного распределения оценок по дисциплинам.

В данном разделе перечисляются все изученные учебные дисциплины, полученные по ним кредиты и оценки, указываются виды итогового контроля по дисциплинам, описывается порядок защиты магистерской или докторской диссертации.

Одним из ключевых моментов при составлении ЕП является отражение в нем трудоемкости дисциплин и программы в целом. При этом подчеркивается, что для отражения выполненной учебной работы необходимо применять кредиты "по типу используемых в ECTS" или используемые "другой ECTS-совместимой системой". В предыдущем разделе статьи раскрывались порядок применения данной системы в европейских странах для определения трудоемкости учебной нагрузки в академических кредитах, а также используемая в России методика расчёта трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачётных единицах (российском эквиваленте европейских академических кредитов).

Так как в приложении должны быть указаны европейские оценки по всем изученным дисциплинам, то по каждой пройденной студентом дисциплине должен быть проведён итоговый контроль знаний и навыков установленной формы с обязательным выставлением европейской оценки. Нет сомнений насчёт экзаменов; все зачёты в этом контексте должны стать зачётами с оценкой или дифференцированными; итоговые тесты и контрольные работы тоже должны быть оценены по-европейски из шести баллов.

В рамках системы ECTS была разработана и рекомендована вузам-участникам Болонского процесса универсальная шкала общеевропейских оценок и примерное среднестатистическое проявление оценок (в процентах) (см. табл. 1).

Вузы могут продолжать применять в образовательном процессе традиционные национальные оценки, однако при выдаче студентам европейского приложения к диплому оценки необходимо будет перевести в эту универсальную систему.

Таблица 1

Шкала общеевропейских оценок и
примерное среднестатистическое проявление оценок (в процентах)

Шкала
оценок

Процент
проявления
оценок

Определение

А

10

EXCELLENT -"отлично"

В

25

VERY GOOD-"очень хорошо"

С

30

GOOD - "хорошо"

D

25

SATISFACTORY-"удовлетворительно"

Е

10

SUFFICIENT - "посредственно"

FX

-

FAIL - "неудовлетворительно" (с правом пересдачи)

F

-

FAIL - "неудовлетворительно" (без права пересдачи, необходимо повторить курс)

Вместе с тем в Российской Федерации на уровне органов управления высшим образованием и на уровне отдельных вузов были предприняты меры, направленные на создание системы оценок, сопоставимой в рамках Болонского процесса с общеевропейской, обеспечивающей более гибкую оценку знаний студентов, развивающей опыт, накопленный при использовании дополнительных оценок на вступительных испытаниях.

В соответствии с разрешением Министерства образования России (письмо N 1455-460ин/15 от 18.06.02) в рамках проводимого эксперимента вузы самостоятельно решают вопрос о введении семибалльной шкалы оценок.

Руководствуясь данным нормативным актом, в Нижегородском государственном университете имени Н.И. Лобачевского были приняты документы: Решение ученого совета ННГУ от 03.07.02, Приказ ректора ННГУ N229-ОД от 10.10.02, определяющие порядок введения семибалльной шкалы оценок в ННГУ, начиная с первого курса набора 2002 года на всех факультетах, кроме факультета дистанционного обучения и факультета управления и предпринимательства, на очной и заочной формах обучения.

Таково соотношение семибалльной шкалы оценок, принятой в ННГУ, и общеевропейской шкалы оценок, разработанной в рамках ECTS (табл. 2).

Таблица 2


Соотношение семибалльной шкалы оценок, принятой в ННГУ, и общеевропейской шкалыоценок, разработанной в рамках ECTS

Шкала оценок, принятая в ННГУ

Общеевропейская шкала оценок ECTS

Превосходно (5,5)

А ("отлично")

Отлично (5)

В ("очень хорошо")

Очень хорошо (4,5)

С ("хорошо")

Хорошо (4)

D ("удовлетворительно")

Удовлетворительно
(3)

Е ("посредственное)

Неудовлетворительно(2)

FX ("неудовлетворительно")

Плохо (1)

F ("неудовлетворительно")


Однако в ННГУ семибалльная шкала оценок используется лишь при промежуточной аттестации студентов, а в приложении к диплому14 выставляются оценки по традиционной пятибалльной шкале, при этом оценка превосходно, полученная в ходе обучения по предмету, приравнивается к оценке отлично, а очень хорошо - к оценке хорошо.

В Берлинской декларации указывается, что приложения болонского образца должны выдаваться студентам, уже начиная с 2005 года15. Встаёт вопрос, каким образом показать там европейские оценки, если они студенту не выставлялись?

На переходный период предусмотрено такое решение: в приложении отражаются национальные оценки, которые реально получал студент, а затем приводится таблица пересчета оценок (В качестве примера см.табл. 3).

Таблица 3

Таблица пересчёта оценок

Российские оценки, приведенные в данном приложении

Соответствующие европейские оценки

5 ("отлично")

А ("отлично")

4 ("хорошо")

В ("очень хорошо")
С ("хорошо*)

3 ("удовлетворительно")

D ("удовлетворительно")
Е ("посредственно")

2 ("неудовлетворительно")

FX ("неудовлетворительно")
F ("неудовлетворительно")


Таким образом, европейский работодатель при необходимости получит возможность лично соизмерить национальные оценки с едиными европейскими.

Пятый раздел
приложения - "Профессиональная характеристика квалификации". В нём приводятся сведения о готовности выпускника продолжать образование на более высоких уровнях, его профессиональный статус, то есть какие должности может занимать обладатель квалификации при приёме на работу, степень его компетенции и возможных полномочий.

Шестой раздел
называется "Дополнительная информация". Здесь выдавший приложение вуз может сообщить дополнительные сведения о полученной выпускником квалификации, например, о пройденных стажировках, о засчитанном опыте работы по специальности. В разделе также указываются дополнительные источники информации о квалификации обладателя диплома, такие как адрес веб-сайта университета, электронный адрес Министерства образования и т.п.

Седьмой раздел- "Сведения о сертификации диплома".
Тут указываются фамилия, имя и отчество официального лица, удостоверяющего приложение к диплому, должность липа, подписавшего сам диплом; все эти сведения заверяются печатью.
Дата выдачи приложения может не совпадать с датой присвоения квалификации.

Восьмой раздел - "Общая информация о национальной системе образования"
. В этом разделе приводится информация о системе высшего образования страны, основные требования к абитуриентам, поступающим в вузы. Для многих стран существуют стандартная структура таких описаний вместе с реальными описаниями. Описание разработано при участии Национального информационного центра по официальному признанию документов об образовании (NARIC), Европейского национального информационного центра по признанию документов об образовании и мобильности (ENIC), союзов министров и ректоров.

В Российской Федерации существует Национальный информационный центр по академическому признанию и мобильности Министерства образования и науки России. На его сайте16 размещены описание и структура системы образования Российской Федерации на английском языке.
На основе анализа текущей ситуации с выдачей европейского приложения можно выделить четыре группы европейских стран:

  • Страны, которые ранее не выдавали выпускникам каких-либо приложений, или выдавали приложения, состав сведений в которых в значительной степени отличался от таковых в европейском приложении. Эти страны приняли решение на национальном уровне об автоматической выдаче европейского приложения, имеющего наиболее отработанные и признаваемые всем европейским образовательным сообществом состав сведений (Дания, Италия, Лихтенштейн, Норвегия, Швеция).

  • Страны, которые имели ранее приложение к диплому или сопоставимый документ и которые законодательно на национальном уровне разрешили вузам выдачу европейского приложения выпускникам по их запросу (Австрия, Германия, Испания, Польша, Румыния, Финляндия, Франция).

  • Страны, которые также имели ранее приложение к диплому или сопоставимый документ, но оставили решение о выдаче европейского приложения автоматически или по запросу выпускника на усмотрение учебных заведений (Бельгия, Болгария, Венгрия, Греция, Ирландия, Исландия, Нидерланды, Португалия).

  • Восточно-Европейские страны, имевшие ранее приложения к диплому, но, в своем стремлении как можно быстрее интегрироваться с остальными странами Европы, отказались от старой формы и перешли на Европейскую (Латвия, Словакия, Словения, Чехия, Эстония).

Высшее учебное заведение вправе выдавать приложение к диплому собственного образца, однако, в условиях доминирования в российском образовании государственных дипломов, представляется целесообразным разработать его форму на уровне Министерства образования и науки РФ.

Российские образовательные учреждения обязаны наладить выдачу приложения к диплому европейского образца своим выпускникам, в силу того, что Россия в 2000 году ратифицировала Лиссабонскую конвенцию 1997 года, которая (для целей признания в других странах) предусматривает применение "высшими учебными заведениями Сторон приложения ЮНЕСКО/Совета Европы к дипломам или любого другого сопоставимого документа"17. В рамках же Болонского процесса, к которому Россия присоединилась в 2003 году, поставлена задача обеспечить "автоматическое и бесплатное получение каждым студентом, начиная с выпуска 2005 года, приложения к диплому".

Российское приложение к диплому во многом соответствует европейскому приложению, поскольку его форма была разработана в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО и Совета Европы. Приложение имеет несколько степеней защиты от подделок и фальсификации. Приложение понятно российским работодателям, знакомым с национальной системой образования, а его применение, несмотря на отсутствие некоторых сведений, не вызывает каких-либо препятствий академическому и/или профессиональному признанию внутри России.

Таким образом, европейское приложение нужно выпускнику в основном тогда, когда он будет контактировать в дальнейшем с иностранным учебным заведением или иностранным работодателем в своей или другой стране. Учебное заведение, со своей стороны, должно быть заинтересовано в том, чтобы образование, полученное в нем, признавалось.

В настоящий момент ряд российских вузов уже наладили или налаживают процесс выдачи европейского приложения к диплому, в том числе Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Институт управления, бизнеса и права в Ростове-на-Дону, Братский государственный университет, Институт математики и информатики республики Саха, Самарский государственный университет, Челябинский государственный университет, Тюменский государственный университет и др.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2005 года N40 "О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации" введение приложения к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplient) предусмотрено в 2008 году.

В этом отношении в законодательном и ином нормативном регулировании нуждается вопрос об определении статуса европейского приложения к диплому на территории РФ. Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", форма документа государственного образца утверждается Министерством образования России.

Приложение к диплому, которое выдается в России в настоящее время, установлено инструкцией Министерством образования РФ "О порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, изготовлении, заполнении и хранении соответствующих бланков документов" от 10 марта 2005 г. Для определения на территории РФ статуса европейского приложения к диплому потребуется внести изменения в данную инструкцию либо принять новый документ.

Образец заполнения приложения к диплому европейского образца приводится в приложении к настоящей статье.

Приложение "DIPLOMA SUPPLiENT (Образец заполнения приложения к диплому)"


Источник: Сборник статей "Проблемы качества образования" под редакцией А.В. Петрова Изд-во: Нижегородского госуниверситета 2006 г.


_________________
1 Зона европейского высшего образования: Совместное заявление европейских министров образования, г. Болонья, 19 июня 1999 года // Будущее европейского образования: Болонский процесс (Сорбонна-Болонья-Саламанка-Прага) / Перев. и сост. Е.В. Шевченко. - СПб: Изд-во СПбГТУ,2002.
2 К зоне европейского высшего образования: Коммюнике встречи европейских министров, отвечающих за высшее образование, г. Прага, 19 мая 2001 г.
Создание общеевропейского пространства высшего образования: Коммюнике конференции министров, ответственных за высшее образование, в Берлине 19 сентября 2003г. // Интернет: http://bulogna.mgimo.ru/documents.php?сat_id=8
3 Российская газета от 29 августа 1996
4 Зона европейского высшего образования: Совместное заявление европейских министров образования, г. Болонья, 19 июня 1999 года // Будущее европейского образования: Болонский процесс ( Сорбонна- Болонья -Саламанка-Прага) / Перев. и сост. Е.В. Шевченко. - СПб: Изд-во СПбГТУ,2002.
5 Создание общеевропейского пространства высшего образования: Коммюнике конференции министров, ответственных за высшее образование, в Берлине 19 сентября 2003г. // Интернет: http://bulogna.mgimo.ru/documents.php?cat_id=8
6 "Российская газета" от 25 апреля 2001 г. N 80-81.
7 Информационное письмо Министерства образования Российской Федерации от 28 ноября 2002 года N 14-52-988ин/13.
8 Бюллетень Министерства образования России. - 2003. - N 9. - С. 14.
9 Информационное письмо Министерство образования Российской Федерации от 9 марта 2004 годаN15-55-357ии/15//Вестник образования. - 2004.-N9.
10 Интернет: Сайт "Федеральное агентство по образованию" (http://www.edu.ru)
11 Формирование будущего, г. Саламанка, 29-30 марта 2001 года // Будущее европейского образования: Болонский процесс (Сорбонна- Болонья- Саламанка- Прага)/ Перев. и сост. Е.В. Шевченко. - СПб: Изд-во CПбГТУ, 2002.
12 Создание общеевропейского пространства высшего образования: Коммюнике конференции министров, ответственных за высшее образование, и Берлине 19 сентября 2003г. // Интернет: http://bulogna.mgimo.ru/documents.php?cat_id=8
13 Интернет: http://europass.cedefop.europa.eu/europass/home/vernav/InformationOn/EuropassDiplomaSupplient/navigate.action
14 Инструкция Министерства образования РФ "О порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, изготовлении, заполнении и хранении соответствующих бланков документов" от 10 марта 2005 г.
15 Интернет: http://bulogna.mgmo.ru/documents.pbp?cat__id=8
16 Интернет: http://www.russianenic.ru/index.htmlм
17 Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе / Отд. изд. на англ., франц., исп. и русск. языках. - Paris: UNESCO Publishing, 1997