карта сайта контактная информация домой
Главная / Библиотека / Европейский взгляд / Существующие модели систем качества образовательных учреждений /

Модель Центра исследований политики в области высшего образования (CHEPS) университета Твенте (Нидерланды)


               В основе рассматриваемой модели, которая в наибольшей степени коррелированна с рассмотренными выше показателями государственной аккредитации ОУ, лежит руководство по проведению самообследования, разработанное в рамках проекта сотрудничества между Центром исследований политики в области высшего образования (CHEPS) Университета Твенте (Нидерланды) и Научно-информационным центром государственной аккредитации Российской Федерации.

               Это руководство составлено на основе "Руководства по выполнению комплексной оценки деятельности высшего учебного заведения" (НИЦГА, Москва, 2000) и "Руководства по обеспечению гарантий качества" (PHARE, 1998).

               Данное руководство использовалось при проведении на пилотной основе в ряде высших учебных заведений России процедуры самообследования в рамках указанного проекта. Основными задачами пилотного самообследования являлись:

  • способствовать осознанию роли и потенциальных преимуществ самообследования и самооценки для участвующих;

  • в проекте учебных заведений и для российского аккредитационного учреждения;

  • внести вклад в развитие существующей в Российской Федерации системы оценки путем усиления аспекта улучшения качества деятельности образовательных учреждений;

  • содействовать адаптации и внедрению лучшей международной практики в специфическом контексте российской системы высшего образования.

               Пилотное самообследование способно привести к реализации указанных задач благодаря использованию в нем методики, учитывающей специфические особенности функционирования системы высшего образования в политическом, культурном и социальном контексте Российской Федерации. К основным источникам, использованным при создании данного документа, относятся руководство, подготовленное в рамках многонационального проекта PHARE и апробированное практически во всех странах Восточной Европы, а также руководство CRE, которое обобщает лучший европейский опыт в рассматриваемой области.

               В основу данного руководства положены следующие принципы:

  • самообследование рассматривается в качестве ключевого элемента процесса оценки и улучшения качества образования;

  • оценка проводится группой внешних экспертов (внешней экспертной комиссией) на основе отчета о самообследовании и посещения соответствующего ОУ;

  • работа завершается написанием заключительного отчета по результатам оценки.

               В основе проведения самообследования лежит так называемый проверочный список, представляющий собой совокупность различных показателей, вопросов и требований, разделенных на несколько блоков и охватывающих практически все аспекты деятельности ОУ. Этот проверочный список фактически и представляет собой некоторую модель системы управления в области управления качеством ОУ, которую условно называют CHEPS.

               Хотя оценочная деятельность и не направлена на установление рейтинга среди проверяемых ОУ (т. е. уровень показателей и степень выполнения требований не оценивается численно в данной модели), значимым представляется обладание отчетами, имеющими сравнимые показатели, с целью оценивания использованного в рамках пилотного проекта подхода. В связи с тем, что данный проверочный список использовался как в рамках самообследования, так и для внешней экспертизы, важно, чтобы внимание было уделено всем приведенным в списке вопросам. В случае если некоторые вопросы не являются значимыми или если оказывается невозможным предоставить какую-либо специфическую информацию, на это должно было специально указано в графе соответствующего вопроса.

               Предполагается, что ответ на каждый вопрос проверочного списка состоит из описательной части, где в сжатой форме приводятся конкретные факты и данные, а также из части, в которой дается анализ этих данных и фактов с указанием сильных и слабых сторон, потенциальных возможностей и угроз. Предполагается также, что ОУ определит конкретные пути решения выявленных проблем, т. е. конкретный план действий по устранению или предотвращению возможных несоответствий. Таким образом, самооценка по модели CHEPS проводится в форме так называемого SWOT-анализа. Общий контекст анализа определяется той степенью, в которой достигаются стратегические задачи ОУ, и тем местом, которое соответствующий ОУ занимает в российском и европейском академическом пространстве.

               Фактически, самообследование по модели CHEPS должно было предоставить ответы на четыре стратегических вопроса:

               Что ОУ пытается делать? (Блок А)
               Как ОУ пытается это делать? (Блок В)
               Как ОУ проверяет выполнение соответствующей деятельности? (Блок С)
               Как ОУ изменяется с целью совершенствования? (Блок D)

               Первый вопрос выявляет стратегические задачи ОУ в свете его общей философии и амбиций. Даже если это в значительной степени предопределяется российским законодательством, предлагается предоставить собственное понимание юридических полномочий своего ОУ.

               Второй вопрос обращает внимание на то, как ОУ организован: какие типы образования, научных исследований и услуг он предоставляет, какие процессы в ОУ нацелены на поддержание этой деятельности, какими ресурсами ОУ располагает для обеспечения этих процессов и как все это соответствует выполнению стратегических планов ОУ?

               Третий вопрос определяет, какое внимание должно уделяться механизмам обратной связи, в особенности, механизмам обеспечения гарантии качества научных исследований и образования.

               Четвертый вопрос требует от ОУ "замкнуть круг" от стратегических задач к обратной связи путем выяснения того, как получаемая в результате привлечения механизма обратной связи информация используется ОУ для проведения важных изменений.

               Отвечая на данные вопросы, ОУ должен был концентрировать внимание на стратегических аспектах, относящихся к работе учреждения в целом, не вдаваясь в подробности работы отдельных факультетов, исследовательских институтов и т. п.

               На рисунке представлена графическая модель CHEPS, на которой выделены основные блоки и критерии оценки деятельности ОУ. Анализ этой модели позволяет сделать следующие выводы:

               1) Модель CHEPS в сильной степени коррелированна с перечнем показателей государственной аккредитации ОУ и показателями самообследования. Это не удивительно, так как сама модель была создана при сотрудничестве Центра исследований политики в области высшего образования (CHEPS) Университета Твенте (Нидерланды) и Научно-информационного центра государственной аккредитации Российской Федерации.

               2) Модель CHEPS расширяет перечень показателей государственной аккредитации в основном в следующих направлениях:

  • она ориентирует ОУ на четкую формулировку стратегических задач (показатель А1) и путей их реализации с учетом реальных ограниченных внутренних и внешних возможностей (показатель А.2). При этом особое внимание уделяется вопросам: выбора степени централизации или децентрализации управления, демократического принятия решений, участия студентов (А.1.5), связи с обществом (А.1.6), формулировки политики в отношении международных связей (А.1.7), трансформации структуры образовательных программ и подразделений ОУ (А.2.1) и другие;

  • модель CHEPS требует не просто перечисления существующих в ОУ образовательных программ (основного, дополнительного, постакадемического и др. видов образования), но их постоянного анализа, оценки и реструктуризации с учетом потребностей рынка, результативности и эффективности распределения ресурсов (B.1).

  • в модели отдельно выделены показатели, определяющие уровень внешних и международных связей ОУ, включая программы обмена (В.7.1) и международные аспекты образовательных программ (В.7.2); в модели выделен отдельный блок показателей, связанных с контролем качества и мониторингом качества (С.1) и управлением качеством (С.2). При современном понимании менеджмента качества многие из показателей, входящих в другие блоки прямо или косвенно определяют наличие и эффективность внутривузовской системы управления качеством образования, определяемой блоком С;

  • блок D модели в основном является новым по отношению к перечню показателей государственной аккредитации. Он затрагивает такие важные аспекты управления качеством, как механизмы регулярного сбора информации, потенциально важной для принятия стратегических решений, взаимодействие с внешним окружением ОУ, средства реализации и мониторинга достижения целей, структуры и процессы принятия решений, совершенство процессов бюджетного планирования, а также постоянное совершенствование и улучшение деятельности.



Рисунок - Графическая модель самообследования CHEPS

               3) Модель CHEPS, как и показатели аттестационной экспертизы и государственной аккредитации, в значительной степени является "фактуальной", т. е. во многом ориентирована на представление количественной и качественной информации относительно различных показателей деятельности ОУ. Тем не менее, она в большей степени ориентирована на сравнение полученных результатов с запланированными (что, собственно говоря, и определяет качество управления процессами), на эффективность предпринимаемых действий и на постоянное улучшение, что также является одним из основных принципов менеджмента качества.

Источник: Отчет СПбГЭТУ "Разработка информационных материалов для систем управления качеством в образовательных учреждениях ВПО"