карта сайта контактная информация домой
Главная / Библиотека / Российский взгляд / Статьи /

Опыт использования ИКТ в университетском управлении


Институт является крупным филиалом АлтГТУ, ведущим подготовку специалистов на 7 факультетах, в структуру которого входят ряд обслуживающих и исследовательских центров, в т.ч. ЦНИТ.  На базе института работает аспирантура, а также докторский диссертационный совет.  Общее количество обучающихся на всех факультетах - около 4000 тыс. человек. Все виды деятельности института осуществляются на базе четырех корпусов, удаленных друг от друга на  расстояния до 5 км.

Информационно-коммуникационную основу деятельности института представляет корпоративная компьютерная сеть, объединяющая в своем составе около 400 компьютеров, практически все из которых имеют доступ в Интернет. Услуги Интернет институт получает в рамках RunNet, выход на который обеспечивается Алтайским гос. университетом. В свою очередь, институт обеспечивает работу Бийского фрагмента RunNet, объединяющего ряд местных учебных заведений и научных учреждений.  Корпоративная сеть института является подсетью корпоративной сети АлтГТУ,  обеспечивая связь  с Барнаулом по каналу производительностью 1 Мбит/сек.  

В составе  сети  работает информационный портал института (www.bti.secna.ru), обеспечивающий доступ к комплексу информационных ресурсов (система сайтов, библиотечные ресурсы, справочники, документы, базы данных).

Библиотека института автоматизирована средствами АБИС WEB-ИРБИС 64.

Для управления планово-финансовой деятельностью и персоналом используется система, созданная на базе 1С: Предприятие  7.7 (в настоящее время осуществляется переход на 1C:Предприятие 8). Система функционирует на базе административной локальной сети, защищенной от несанкционированного доступа извне, и обеспечивает: финансовый и бухгалтерский учеты, учет кадров, начисления зарплат и стипендий.

Автоматизированной системы документооборота с контролем исполнительской дисциплины в институте нет, но существуют ее фрагменты, обеспечивающие: автоматизированную подготовку документов, их адресную рассылку, а также сохранение электронных копий в архиве.

Для управления качеством образования, а также учебной деятельностью в целом  внедряется разрабатываемая в АлтГТУ модульно-рейтинговая система квалиметрии (МРСК), содержащая в своем составе АРМы деканатов и учебного отдела. Проблемным моментом здесь является тот факт, что приходится внедрять систему, находящуюся в процессе разработки, со всеми вытекающими из этого последствиями.      

В заключение необходимо отметить, что попытки реализовать комплексные подходы к автоматизации и информатизации деятельности ВУЗа предпринимались неоднократно, но были безуспешными, поскольку:

1. Готовые системы такого рода, которые можно было бы использовать в качестве базовых,   вообще-то в России есть, но:
- Если они разработаны в университетах, то являются слабо документированными и плохо адаптируемыми к особенностям ВУЗа;
- Единственная система,  отличающаяся отсутствием указанных недостатков - система "Университет"  требует серъезных финансовых затрат, а также наличия в ВУЗе высокопрофессиональных специалистов в области ИТ, что в большинстве случаев нереально;  
- Предлагаемые коммерческими структурами системы внешне выглядят привлекательно (в т.ч. и по цене), но на поверку оказываются  недоработанными и плохо адаптируемыми  без участия разработчиков к конкретной среде их функционирования.

2.  Внедрение такого рода систем требует  согласованности  работ всех служб организации, высокого уровня компетенции в области ИКТ и исполнительности всех ее работников, пересмотра их должностных обязанностей, что в условиях ВУЗа достигается (если достигается) с огромным трудом.

3. Имеет место в учебных заведениях, в т.ч. и в нашем,  проблема высококвалифицированных специалистов в области ИКТ.