карта сайта контактная информация домой
Главная / Библиотека / Российский взгляд / Статьи /

ИАИС управления вузом как ядро информационной среды ПетрГУ: перспективы развития


В Петрозаводском университете информационная среда вуза, предназначенная для информационной поддержки как административно-управленческой, так и научно-образовательной деятельности вуза, является средой электронного взаимодействия всех участников образовательного процесса, неотъемлемым и необходимым условием эффективного функционирования ПетрГУ.

Ядром информационной среды ПетрГУ является информационно-аналитическая интегрированная система управления ПетрГУ (ИАИС ПетрГУ). На сегодняшний день ИАИС - сложная система, функционирующая в структурных подразделениях ПетрГУ в режиме on-line как территориально-распределенная. Она реализована на базе СУБД и другого программного обеспечения Oracle, построена на клиент-серверных и Web-решениях и объединяет функциональные подсистемы, обеспечивающие информационную поддержку практически всех видов деятельности вуза. В составе ИАИС представлены такие комплексы подсистем, как "Учебный процесс", "Управление персоналом", "Управление финансами", "Управление материальными потоками", "Бухгалтерский учет", а также отдельных подсистем: "Документооборот", "Учет НИР". ИАИС постоянно развивается в соответствии с возникающими новыми задачами, реорганизацией и рационализацией бизнес - процессов вуза. Сегодня реализованы и проходят опытную эксплуатацию подсистемы "Социальное обеспечение детей-сирот", "Экономика факультета"; разрабатываются подсистемы "Информационной поддержки системы менеджмента качества", "Материально-ответственное лицо", "Реестр договоров", "Электронный мониторинг работ" и др.

Наиболее важным направлением деятельности по развитию и совершенствованию ИАИС становится разработка и внедрение средств для удовлетворения информационных потребностей, предоставления корпоративных сервисов и организации электронного взаимодействия обширнейшего круга участников образовательного процесса: абитуриентов, студентов, аспирантов, преподавателей, сотрудников университета и других заинтересованных лиц. Использование для реализации этих целей web-технологий позволяет осуществить создание "прозрачной, открытой системы информирования об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации о вузе" и "обеспечение потребителей и общественности информацией о своей деятельности: образовательные программы и оценка их реализации, персональный состав преподавателей и их квалификация, бюджет учреждения, материально-техническая база, включая наличие библиотек, клубов, общежитий, спортивных сооружений, столовых" [1].

Реализованные функции ИАИС уже предоставляют студентам возможность доступа к информации об учебном и рабочем плане, расписании занятий и сессий, вакансиях и др. Развитие информационных сервисов для студентов предполагает скорейшую реализацию задач, связанных с предоставлением регламентированного доступа к персональным данным, таким как зачетная книжка, результаты межсессионного контроля, а также электронные услуги по формированию и получению студентами персональных справок различного вида, выписок из приказов по факультету и контингенту студентов, начислениях стипендий, удержаний за проживание в общежитии и других документов, связанных с вводом электронной подписи.

Система "Аспирантура ПетрГУ" в составе ИАИС содержит информацию о правилах приема в аспирантуру, расписанию экзаменов, документам, необходимых для поступления, диссертационных советах, действующих в вузе, специальностях и т.д. В ближайшее время система, которая постоянно развивается, обеспечит аспирантам авторизованный доступ не только к просмотру, но и к сопровождению электронного варианта индивидуального плана, информации о сданных экзаменах, персональных публикациях, конференциях и других планируемых или выполненных задачах. У научных руководителей аспирантов появится возможность получать структурированную информацию о научно-исследовательской и образовательной деятельности своих аспирантов, визировать данную информацию, отслеживать своевременность выполнения ими тех или иных задач. Кроме этого, будет обеспечено электронное взаимодействие между аспирантами и их руководителями, а также всеми участниками, вовлеченными в процесс подготовки научных кадров высшей квалификации.

На рабочих местах большинства сотрудников административных служб установлены клиент-серверные приложения, входящие в состав ИАИС по различным направлениям деятельности. Что касается использования Web-сервисов, то до настоящего времени сотрудники получают лишь общую информацию об университете: основные документы университета (Устав, Лицензии, бланки документов и пр.), отчеты вуза по разным направлениям деятельности и т.д.. Наиболее актуальные задачи, касающиеся развития информационных сервисов для сотрудников, к реализации которых приступил ПетрГУ - это предоставление доступа всем сотрудникам к информации из личной карточки, персональным выпискам из приказов, к планам и результатам аттестации, стажировки, заработной плате и пр. Ведется разработка программных приложений для предоставления доступа преподавателей к своим и кафедральным рабочим учебным планам, к информации о студентах, которые учатся по этим предметам, персональным публикациям. Среди перспективных задач - предоставление сотрудникам вуза возможности участвовать в университетском документообороте, обеспечить электронное взаимодействие с отделом кадров.

Сегодня ректор имеет возможность получить информацию по различным видам деятельности университета (организационная, учебная, научная, финансово-хозяйственная и др.) как в целом по вузу, так и по подразделению, факультету, кафедре, научной теме, сотруднику и т.д. Возрастной состав, изменение численности и распределение по кафедрам профессорско-преподавательского состава вуза, результаты приемных компаний и учебных сессий, распределение научно-исследовательских работ по источникам финансирования и подразделениям, структура и исполнение бюджетов вуза, структура закупок и реестр документов на закупку, картотека документов и исполнение поручений - это лишь часть информационных сервисов, реализованных в WEB-приложении "АРМ ректора".

Такой широкий доступ к информации ИАИС должен поддерживаться более строгой системой идентификации пользователей и распределения прав доступа к модулям и ресурсам ИАИС. Для обеспечения работы пользователей с ИАИС из Интернет, оперативной интеграции с системами дистанционного обучения и с библиотечными системами проводятся работы совершенствование инфраструктуры ИАИС. Проведены работы по созданию web-приложений ИАИС "Ректор", "Аукцион" с использованием бесплатного программного обеспечения Oracle Applications Express и приложений "Экономика факультета", "Материально-ответственное лицо" с использованием Oracle JDeveloper и Oracle Application Server, на основе которых получена дополнительная информация о сроках создания, функциональных возможностях приложений, администрировании пользователей в этих программных средах. Разработаны программные средства для создания аналитических отчетов для подсистем, обеспечивающих финансово-хозяйственную деятельность университета.

Использование единых моделей данных и единой базы данных позволяет расширять возможности ИАИС во многих направлениях: создание информационной поддержки исполнения и мониторинга все большего количества деловых процедур, создание средств аналитической оценки состояния различных сфер деятельности, совершенствование бизнес-процессов на основе использования данных других бизнес- процессов, совершенствование архитектуры приложений ИАИС.



Презентация к материалу