карта сайта контактная информация домой
Главная / Библиотека / Российский взгляд / Система качества образовательного учреждения / Опыт реализации программ и проектов в области СК в образовательных учреждениях /

Практика создания и подготовки к международной сертификации согласно стандарту ИСО серии 9000 Томского политехнического универсистета


Мария Шамарина*, Евгений Рузаев*, Нина Вяткина,

Стефан Хельмпробст**

*Сибирский сертификационный центр Томского политехнического университета, Россия

**Федеральное промышленное предприятие Баварии, Германия

The practice of design and preparing the Tomsk Polytechnic University for international certification according ISO 9000 standards

Stephan Helmprobst**, Evgeny N. Rusaev*, Maria V. Shamarina*

*Siberian Certification Center of the Tomsk Polytechnic University

**Landesgewerbeanstalt Bayern LGA Germany

Данная статья посвящена вопросу сертификации высших учебных заведений для активизации международной деятельности и развития внутренней системы менеджмента в гармонии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000. Материалы основаны на практическом опыте ТПУ по внедрению и подготовке к сертификации системы менеджмента качества (СМК) в одном из признанных в мире органе по сертификации - NQA (National Quality Assurance), Великобритания.

ВВЕДЕНИЕ

Томский политехнический университет (ТПУ), ректор которого возглавляет ассоциацию инженерного образования России, как идущий в ногу со временем вуз, поддерживает плодотворные контакты со многими зарубежными вузами с целью интеграции традиций и новейших достижений западных вузов. Так, более 150 студентов в настоящее время обучаются за рубежом в системе т.н. включенного и дистанционного обучения, все больше иностранных студентов желают учиться у нас, активно ведется обмен студентами партнерских вузов различных стран мира. Очевидно, что для развития международных отношений в образовательной сфере необходимо взаимное признание учебных курсов, программ и результатов обучения - дипломов, сертификатов и свидетельств. Серьезные трудности возникают у российских производителей образовательных услуг в связи с необходимостью подтверждать высокое качество предоставляемых услуг, уровень учебно-методической и материальной базы, соответствующий требованиям мировых образовательных стандартов. ТПУ выбрал один из наиболее перспективных путей в данном направлении: создание и сертификацию системы менеджмента качества (СМК).

В рамках обмена опытом руководители ТПУ ознакомились с СМК университетов германских городов Гейдельберг и Падеборн, сертификация СМК которых послужила значительным стимулом как для работодателей студентов, окончивших вуз с высоким рейтингом, так и для инвесторов.

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

С 1999 года в ТПУ при поддержке внешних консультантов из Германии и Великобритании ведется построение СМК на соответствие ИСО серии 9001.

На первом этапе в ТПУ, где в настоящее время работают 1320 преподавателей, из которых 143 доктора наук, и обучаются более 19 000 студентов, как и на большинстве предприятий, внедряющих систему качества, возникло противоречивое отношение к данному проекту. Долгие споры возникали как при решении таких, казалось бы, простых вопросов как "кто является нашим клиентом" и "что является нашим продуктом", так и при трактовке 20 элементов стандарта, не учитывающего специфики учебных заведений. Сначала был проведен анализ текущего состояния документации вуза, показавший, что требуется провести серьезную работу над систематизацией документации и удалением ненужных бюрократических излишеств, были выявлены несоответствия и создан план корректирующих мероприятий. Создана рабочая группа, состоящая из руководителей и уполномоченных по качеству всех подразделений, которые прошли обучение в Сибирском сертификационном центре ТПУ, обладающем европейской лицензией ТЮФ Академии Рейнланд на подготовку специалистов в области качества. В начале 2000 года был издан первый вариант руководства по качеству ТПУ структурированный согласно 20 элементам стандарта ИСО 9001-1994.

С конца 2000 года ведется подготовка второй версии руководства по качеству, в соответствии с содержанием стандарта ИСО 9000-2000, который значительно изменяет и облегчает интерпретацию требований для их применения в образовательных структурах.

Первой задачей стало определение основных процессов и выделение их подпроцессов. Затем была скорректирована организационная структура согласно идентифицированным и классифицированным процессам и назначены ответственные. Затем согласно вновь сформированной четкой организационной структуре были скорректированы существующие должностные инструкции начальников подразделе, отвечающих за реальные процессы. Следующим шагом была создана классификация процессов в соответствии со стандартами ИСО серии 9000-2000.

При этом были выявлены недостаточно полно описанные и совершенно не описанные процессы. Они были описаны в виде процедур и инструкций.

Параллельно этому ведется создание электронной системы менеджмента вуза.

Следующим этапом внедренную и действующую систему менеджмента качества решено сертифицировать в органе по сертификации NQA (National Quality Assurance), Великобритания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вузы, как и любое предприятие, обладающее определенной спецификой предоставляемых услуг, имеют потребителей, предъявляющих свои требования, становящиеся все более жесткими, на удовлетворение которых наряду с требованиями законодательства и стандартов и направлена вся его деятельность. Обладая всеми элементами, присущими предприятию, вузы имеют также систему производства своих услуг, которую необходимо контролировать и совершенствовать. Практика Томского политехнического университета показала, что развитие и совершенствование системы менеджмента согласно стандартам серии ИСО 9000 является одним из наиболее проверенных путей, как для самосовершенствования, так и для завоевания доверия на международном рынке.

Источник: http://tqm.stankin.ru.