карта сайта контактная информация домой
Главная / Библиотека / Российский взгляд / Описание доработанной типовой модели системы качества образовательных учреждений /

Повышение качества управления в Российском университете на основе Европейской модели EFQM


Д.В. Маслов
к.э.н., Ивановский государственный энергетический университет

А.Л. Мазалецкая
Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова

                Одна из основных задач высшей школы России - подготовка высококвалифицированных специалистов, которые способны сделать экономику страны конкурентоспособной. Для решения этой задачи наше вузовское образование должно отвечать последним мировым стандартам. Традиции отечественной высшей школы, безусловно, сильны, но имеющийся потенциал необходимо грамотно использовать в современных рыночных условиях, когда любая организация, в том числе образовательная, должна максимально удовлетворять потребности всех своих заинтересованных сторон. А это в свою очередь возможно только при наличии эффективного, качественного менеджмента вуза.

                Простым и эффективным инструментом улучшения качества системы управления любой организацией, не зависимо от формы собственности, сферы деятельности и размера являются модели премий в области качества. Среди европейских организаций широко популярна модель Европейской премии качества, разработанная Европейским фондом управления качеством (EFQM). Применение модели EFQM предполагает не только конкурсную оценку, но и проведение серьезного диагностического исследования и измерения мощности и эффективности управленческого потенциала организации, оценку зрелости системы менеджмента относительно эталонного уровня, выявление сильных сторон, а также областей, где целесообразно проводить улучшения.

                Модель совершенствования EFQM объединяет две группы критериев "Возможности" и "Результаты":
Группа "Возможности" включает в себя критерии:

  1. Лидерство;

  2. Политика и стратегия;

  3. Люди;

  4. Партнерство и ресурсы;

  5. Процессы.;

    Группа "Результаты":

  6. Результаты для потребителей;

  7. Результаты для работников;

  8. Результаты для общества;

  9. Ключевые результаты деятельности.

               Критерии группы "Возможности" дают понимание и помогают оценивать, как достигаются результаты, группа критериев "Результаты" перечисляет основные показатели и результаты деятельности компаний, т.е. что достигла организация, используя имеющиеся возможности. Модель совершенствования EFQM состоит из 9 критериев, 32 составляющих (суб-критериев), детализирующих модель. Каждый из пяти критериев группы "Возможности" включает 4-5 составляющих. Например, в критерии 1. "Лидерство" их пять:

                1а. Лидеры определяют миссию организации, стратегию ее развития и ценности, демонстрируют на личных примерах свою приверженность культуре качества.

                1b. Лидеры вовлечены в деятельность по разработке, внедрению и постоянному совершенствованию системы менеджмента организации.

                1c. Лидеры участвуют в работе с потребителями, партнерами и представителями общества.

                1d. Лидеры укрепляют культуру совершенствования, вовлекая в этот процесс работников.

                1e. Лидеры определяют необходимость изменений и способствуют успешному их проведению.

                Все четыре критерия группы "Результаты" имеют по две составляющих. Например, критерий 7. "Результаты для работников" включает:

                7а. Показатели восприятия персоналом своей работы в организации постоянно измеряются.

                7b. Показатели организации по повышению удовлетворенности персонала постоянно измеряются.

                Каждая из 32 составляющих соответственно имеет несколько зон охвата (направлений для оценки/измерения). Таких "точек приложения" в модели более 300. Например, составляющая 2a "Политика и стратегия основана на текущих и будущих нуждах и ожиданиях заинтересованных сторон" состоит из следующих зон или областей для оценки:

                2а1. Понимание рынка и рыночного сегмента.
                2а2. Понимание и прогнозирование нужд и ожиданий заинтересованных сторон.
                2а3. Прогнозирование развития рынка и действий конкурентов.

                Каждый критерий имеет бальную оценку. Общая сумма баллов по всем критериям составляет 1000 баллов. Вес каждого критерия для каждой организации устанавливается экспертами EFQM и многочисленными пользователями модели и может меняться с учетом накапливаемого опыта и переменами во внешней среде. Группы "Возможностей" и "Результатов" имеют эквивалентные максимальные оценки - по 500 баллов, что показывает одинаковую важность, как потенциала организации, так и того, насколько успешно этот потенциал реализуется.

                За годы своего существования модель развивалась и немного видоизменялась, а скорее развивались навыки по работе с ней, проявлялись новые возможности ее использования, и многие организации осознали, что этот инструмент может быть достаточно эффективным для совершенствования своих процессов, а именно с помощью бенчмаркинга: обмена лучшим опытом, изучения лучшей практики управления. Стали появляться отраслевые модели, а некоторые организации пробовали подогнать модель под свою специфику. Например, в некоторых европейских странах модель EFQM была адаптирована для организаций здравоохранения, государственных и муниципальных учреждений.

                В 1999 г. был проведен серьезный пересмотр Модели, и из ее названия было удалено слово "бизнес" (до 1999 г. модель называлась "EFQM Business Excellence Model"). Это связано, в первую очередь, с тем, что многие некоммерческие организации также увидели в Модели совершенствования EFQM практический инструмент, позволяющий им строить эффективную систему управления на основе постоянной самооценки, сравнения себя с эталоном и результатами лучших организаций, выявления областей для совершенствования и поиска лучших управленческих решений.

                Например, одной из причин, побудившей образовательные организации Великобритании применять современные подходы к управлению, в том числе модель EFQM, было принятие в 1988 г. "Закона о реформе образования", который сокращал бюджетное финансирование сферы образования и давал школам, колледжам, университетам большую финансовую свободу и независимость при принятии управленческих решений. Таким образом, усилилась конкуренция на британском рынке образовательных услуг, руководителям образовательных институтов пришлось стать менеджерами в полном смысле этого слова и управлять своими организациями как бизнесом. Рынок расставил всех по своим местам - в выигрыше оказались те школы, колледжи, университеты, которые смогли принять бизнес-стиль управления организацией, ориентированный на потребителя, смогли понять и адаптировать современные инструменты и подходы к управлению. И многие успешные организации сферы образования Соединенного Королевства выбрали модель EFQM для построения эффективной, качественной и конкурентоспособной системы управления.

                Одним из результатов пересмотра Модели в 1999 г. стало выделение в структуре Европейской премии качества отдельной категории для организаций общественного сектора и появление адаптированной версии модели EFQM "Public and Voluntary Sector Model". Очевидно, что между разными видами, типами организаций существуют многочисленные отличия. В общественном секторе цели, стоящие перед менеджерами, также разнообразны, имеют свою специфику и национальный оттенок. Например, в Великобритании основной акцент делается на построении качественной организации, ориентированной на потребителя, в Италии важна прозрачность и гибкость административной активности, в Германии улучшение качества в общественном секторе ассоциируется с оптимизацией управленческого аппарата.
                Организациям сферы образования, которые являются частью общественного сектора, присущи те же специфические черты:

  • много разнообразных групп потребителей и заинтересованных сторон, включая государственные и муниципальные органы власти;

  • сложные взаимосвязи между заинтересованными сторонами, трудно удерживать баланс интересов;

  • трудно определить конечного потребителя, а также конкретизировать требования и ожидания каждой заинтересованной стороны;

  • часто организации общественного сектора испытывают недостаток финансирования, и в то же время они имеют ограниченные возможности самостоятельно зарабатывать деньги;

  • вместе с тем, от организаций общественного сектора сегодня требуется улучшение качества предоставляемых услуг и повышение эффективности системы управления.

              & На базе модели EFQM для общественного сектора в 2003 г. была представлена версия Модели EFQM для высшего образования. Разработка адаптированной Модели проводилась на базе университета Шеффилд Халам (Великобритания), который координирует проект EFQM "Качество в сфере высшего образования". В отраслевой версии Модели заложен опыт применения Модели EFQM более 150 европейских вузов из 20 разных стран, объединенных под эгидой образовательного сообщества "Education Community of Practice".

                Университет Шеффилд Халам, в прошлом политехнический институт, в настоящее насчитывает более 28 000 студентов и аспирантов, свыше 3 200 сотрудников. Центр интегрального совершенства университета под руководством Майка Пьюпаеса активно развивает модель EFQM с учетом специфики сферы образования, консультирует другие вузы Европы, помогая им совершенствовать системы управления и повышать качество организационных процессов на основе модели.

                За годы вручения Европейской премии качества несколько представителей образования стали лауреатами премии. Особенно следует отметить британский колледж "Runshaw" (победитель Европейского конкурса 2003 г.) Стратегия колледжа в области управления "Лидерство и Менеджмент" произвела фурор среди образовательных организаций Европы, применяющих модель EFQM. В колледже "Runshaw" под руководством Бернарда О'Коннелла была разработана уникальная методика применения модели совершенствования, которая позволила достичь прекрасных результатов по многим направлениям деятельности, что по достоинству оценили эксперты Европейской премии качества и коллеги по цеху.

                В России также с 1997 г. вручается национальная "Премия Правительства РФ в области качества", в основе премии лежат критерии и модель EFQM. Российская премия качества не предусматривает отдельной категории для общественного сектора, и отечественные образовательные организации участвуют в конкурсе наравне с коммерческими компаниями. Тем не менее, в 2000 г. лауреатом Премии Правительства РФ в области качества стал Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет). И впоследствии в 2001 г. на базе этого университета был организован отраслевой министерский конкурс качества для вузов "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов", основанный на модели совершенствования российской премии качества.

                Вузовский конкурс качества проводится с целью стимулирования вузов к применению самооценки своей деятельности по критериям, отражающим современные подходы к управлению вузами на основе постоянного совершенствования деятельности. В Конкурсе могут принимать участие государственные и аккредитованные негосударственные вузы любого профиля или их филиалы

                Победители Конкурса выявляются путем экспертной оценки деятельности вузов - конкурсантов. Экспертиза проводится в два этапа комиссиями экспертов. На первом этапе проводится экспертиза отчетов вузов-конкурсантов "Самооценка деятельности вуза по обеспечению качества подготовки специалистов в соответствии с критериями конкурса Министерства образования и науки России". По результатам экспертизы отчетов определяются вузы, допускаемые ко второму этапу Конкурса - обследованию на местах. Основной целью второго этапа Конкурса является проверка экспертами объективности представленной в отчете информации.

                Критерии Конкурса, в соответствии с которыми необходимо описать возможности вуза по обеспечению качества подготовки специалистов и достигнутые результаты, следующие:

  • Организационная структура вуза и система его управления;

  • Лидирующая роль руководства;

  • Политика и стратегия вуза в области обеспечения качества подготовки специалистов;

  • Использование потенциала сотрудников и обучаемых;

  • Рациональное использование ресурсов;

  • Управление процессами подготовки кадров, создания научной продукции, информатизации;

  • Анализ востребованности выпускников, удовлетворенности потребителей;

  • Удовлетворенность преподавателей, сотрудников и обучаемых;

  • Влияние вуза на общество;

  • Развитие материально-технической базы;

  • Мониторинг качества и система подтверждения качества.

                По результатам экспертизы отчетов всем вузам-участникам Конкурса направляются заключения, содержащие указания на сильные стороны и на возможные области улучшения их деятельности, а также итоговые балльные оценки.

                Отчеты вузов-лауреатов Конкурса и заключения экспертной комиссии передаются в Государственную инспекцию по аттестации учебных заведений России для учета при проведении аттестации и аккредитации вузов. Среди лауреатов вузовского конкурса: Томский политехнический университет, Сибирский государственный технологический университет, Современный гуманитарный институт, Воронежский государственный архитектурно-строительный университет и другие вузы России.

                Попытка вовлечь вузы России в процесс совершенствования на базе конкурсов качества - это шаг в верном направлении, но едва ли достаточно эффективный, чтобы решать поставленные задачи. Безусловно, следует разделять оценку для конкурса и самооценку. Диагностическая самооценка по критериям премии качества подразумевает исследование своей системы управления, определение уровня развития относительно других, выявление сильных сторон и направлений для совершенствования. Именно такой подход к применению модели EFQM осваивает сегодня Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова в рамках международного проекта по программе Европейского Сообщества "Tempus" совместно с британским университетом Шеффилд Халам (Великобритания) и Европейским фондом управления качеством (EFQM).

                Ярославский государственный университет (ЯрГУ) был основан в 1803 г., после революции, в 1924 г. был закрыт, и был повторно открыт в 1970 г.. Сегодня ЯрГУ - это 6400 студентов и 402 штатных преподавателей. Университет имеет существенный опыт международного сотрудничества, включая европейские проекты: ACTS (NICE - AC110, EXPERT - AC094), ESPRIT (ENRIN - 29591) и IST (HOPE - IST/2000/26271). В 1992 г. в ЯрГУ был открыт первый университетский Интернет-центр в России, получивший финансовую поддержку Фонда Сороса, сейчас университет является членом программы изучения международных отношений Стэндфордского университета.

                Инициатива и богатый опыт международного сотрудничества позволили ЯрГУ стать в 2005 г. центром совместного европейского проекта по повышению качества университетского управления. Полное название проекта "MANRU" - Raising Management Quality in a Russian University, или Повышение качества управления в Российском университете. Интернет-сайт проекта находится по адресу www.manru.uniyar.ac.ru.

                Сотрудничество по программе "MANRU" рассчитано на три года. Основные направления исследований в рамках проекта:

  • совершенствование управления процессом приема в вуз и трудоустройства выпускников,

  • Лидирующая роль руководства;

  • разработка четкой системы управления университетом на оперативном и стратегическом уровнях с использованием Модели совершенствования EFQM.

                Главная цель проекта: фундаментальная переориентация университетского управления к организации, ориентированной на заказчика, где "заказчиком" являются студенты, их родители и работодатели.

                Специфические цели:
                1. Использование новых процессов управления, ориентированных на заказчика (прием студентов и ориентация на рынок занятости посредством управления учебным планом).

                2. Непрерывное совершенствование управления в вузе, включая ректорат, 2 из 9 факультетов и 6 из 27 отделов, с помощью внедрения модели совершенствования EFQM.

                Одной из отличительных особенностей проекта "MANRU", является принцип открытости для обмена знаниями и опытом. Любые образовательные организации, поддерживающие и развивающие у себя принципы совершенствования системы управления, могут стать участниками проекта в рамках образовательного сообщества "Learning Network of Excellence". Цели создания подобной "образовательной сети совершенствования" организаторы формулируют следующим образом:

  • Собрать вместе, объединить партнерские организации в рамках проекта "MANRU" для обмена знаниями по вопросам совершенствования качества управления в учреждениях образования и широкого обсуждения текущих проблем.

  • Предоставить возможность всем партнерам поделиться опытом, включая положительный опыт, полученный от реализации проекта "MANRU", обменяться мнениями относительно совершенствования систем управления в образовании.

  • Поддерживать устойчивое развитие знаний и практики в области менеджмента качества в долгосрочной перспективе в образовательном сообществе.

  • Сотрудничество в рамках образовательного сообщества "MANRU" предполагает:

  • Доверие, открытость и честность

  • Сотрудничество во имя общего блага

  • Взаимное уважение мнений и позиций

  • Дух непрерывного обучения и открытый обмен знаниями

  • Признание личных и коллективных достижений

                Формат работы сети - это периодические встречи, конференции, семинары, в том числе выездные, обмен мнениями через Интернет-сайт проекта. Опыт взаимодействия будет полезным и окажет положительное воздействие на системы управления всех вовлеченных организаций.

                Первое совещание образовательного сообщества "Learning Network of Excellence" состоялось в апреле 2005 г., в работе приняли участие консультанты университета Шеффилд Халам, Европейского фонда управления качеством (EFQM), представители вузов и других образовательных заведений Ярославля, Иванова, Костромы, Рыбинска, Санкт-Петербурга, а также Центра консалтинга и обучения Всероссийской организации качества.

                В июне 2005 г. представители ЯрГУ и образовательного сообщества "MANRU" приняли участие в работе I-ой Международной конференции "Integrating for Excellence" в Шеффилде (Великобритании). Конференция проводилась партнером Ярославского госуниверситета Центром интегрального совершенства университета Шеффилд Халам. Презентация проекта "MANRU" в рамках конференции вызвала оживленную дискуссию и интерес со стороны, в первую очередь, специалистов по образованию из стран бывшего социалистического лагеря: Чешской республики и Литвы, так как наши проблемы, возникающие при построении систем менеджмента качества, во многом похожи.

                В июле 2005 г. в Ярославле прошло очередное совещание "Learning Network of Excellence", где были подведены промежуточные итоги реализации проекта. В частности, консультант университета Шеффилд Халам, Файона Сазерленд отчиталась о полугодовой работе, проведенной с коллективом университета, по освоению процессного подхода при приеме студентов и управлении учебными планами, а директор Центра интегрального совершенства Майк Пьюпаес в своем докладе охватил методологические аспекты управления процессами и установил стратегические ориентиры дальнейшей реализации проекта. Кроме того, члены образовательного сообщества поделились своим опытом построения систем менеджмента качества вуза.

                Ярославский государственный университет открыт для обмена знаниями и опытом с другими российскими вузами, которые применяют современные подходы для улучшения качества менеджмента и совершенствования своих процессов. Сотрудничество в рамках проекта "MANRU" может быть полезным для выработки эффективных подходов к самооценке и бенчмаркингу в сфере высшего образования. Дополнительную информацию о проекте можно получить у координатора проекта в Ярославле Анны Мазалецкой по адресу manru@uniyar.ac.ru.