карта сайта контактная информация домой
Главная / Библиотека / Российский взгляд / Описание доработанной типовой модели системы качества образовательных учреждений /

Модель системы менеджмента качества вуза


Основными составляющими качества образовательных услуг являются качество результата (знания, умения, навыки выпускников) и качество процессов достижения результата (их соответствие государственным образовательным стандартам).

Исходя из данных критериев, система менеджмента качества (СМК) вуза должна выполнять следующие основные процессы:

  • процесс формирования содержания образования, который должен определять:
    1. структуру планирования учебного процесса,
    2. структуру специальностей ВУЗа, отражающую заказ государственных и региональных потребителей,
    3. учебные планы и рабочие программы, соответствующие требованиям ГОСов и потребителей;
  • процесс организации учебной деятельности, который формирует структуру ВУЗа, направленную:
    1. на методическое и материальное обеспечение учебной деятельности,
    2. на выполнение учебных планов учебных программ.

Разработана типовая схема организации учебной деятельности:

  • процесс оценки качества образовательных услуг, включающий:
    1. внутренний аудит кафедр и подразделений ВУЗа на соответствие требованиям СМК,
    2. самоконтроль на кафедрах и в подразделениях,
    3. рейтинг-контроль, аттестацию, государственные экзамены, государственную аттестацию, опрос мнения потребителей;
  • процесс управления системой качества образовательных услуг, который регламентирует:
    1. структуру управления образовательным процессом в вузе,
    2. структуру документооборота СМК.

Анализ основных показателей качества работы коллектива университета проводится по критериям для определения рейтинга вузов, который учитывает учебную, методическую, научную, международную деятельность, организацию материально-технического снабжения, повышение квалификации персонала, работу приемной комиссии и многое другое. Учет всех этих показателей требует наличия оперативной диспетчерской службы, снабженной соответствующим компьютерным и программным обеспечением.

Одной из составных частей СМК является система документации (СД), описывающая и учитывающая все виды деятельности вуза, влияющие не качество профессионального обучения.

При всех различиях по содержанию и составу к СД предъявляются требования:

  • адресного доступа к нормативной документации (НД);
  • оперативного внесения изменений в НТД;
  • систематического учета результатов работы СМК.

Создание СД с использованием бумажных или электронных носителей информации без системы поиска и обработки информации не позволяет выполнить в полном объеме ни одну из этих задач, решить которые можно лишь с применением компьютеризированной СД, что требует разработки специального программного обеспечения.

Для решения этих задач разработан программный комплекс (ПК) системы качества, предназначенный для компьютерного сопровождения разработки и функционирования СК и реализующий методику комплексного объединения НД, регламентирующих алгоритмы работы СК и подразделений вуза на основе компьютерного ведения документации. Данная программа написана на языках программирования НТМL 4.0, PERL и JavaScript.

Программный комплекс состоит из пяти разделов.

Раздел "Руководство по качеству" содержит стандартный перечень пунктов, соответствующий требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Каждый пункт содержит нормативные документы различных уровней. В разделе можно обратиться к требуемому документу и создать новый документ, относящийся к выбранному пункту руководства.

Раздел "Схема управления" содержит визуальное изображение оперативной схемы управления качеством образовательных услуг. При нажатии на любой из элементов схемы открывается меню, содержащее состав, задачи в системе качества, документы, процессы, основные показатели.

Раздел "Внутренний аудит" позволяет осуществить планирование, учет результатов и составить сводный перечень мероприятий по устранению выявленных несоответствий.
Обработка статистических данных ведется рядом функций, позволяющих проводить их первичный анализ:

  • построение графиков,
  • гистограмм,
  • диаграмм Парето,
  • анализ протекания процессов путем построения карт Шухарта.

Раздел "Процессы" предоставляет возможность создавать модели процессов вуза. С этой целью заполняются исходные таблицы на входные и выходные параметры процесса. Процесс представляется в виде блочной структуры.
Пользовательский интерфейс программы выполнен в виде фреймовой структуры окон с расположенными в них кнопками, пояснениями и оригинальной графикой. Выбор раздела осуществляется на главной странице.

Областью применения ПК могут являться учебные заведения, а также производственные предприятия любой формы собственности, в том числе малые и средние, не имеющие собственных компьютерных служб, создавшие или начинающие разрабатывать СМК в соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО 9001:2001.

Программный комплекс позволяет:

  • классифицировать НД СМК вуза;
  • обеспечить адресный доступ к НД СМК;
  • осуществить статистический учет показателей работы подразделений предприятия по внедрению СМК.

Для применения ПК необходимо наличие IВМ PC совместимых компьютеров с базовым программным обеспечением МS Windows, MS Office. Для пользователя ПК достаточно знания общих правил работы с персональным компьютером. Для внесения в программу новых НТД от оператора требуется знание основ работы с MS Windows и MS Office.

Внедрение данного программного комплекса позволяет запустить процесс создания СМК, способствует обучению работников методам работы в новых условиях, организует учет и контроль результатов работы подразделений по внедрению СМК


Дата публикации 23-Июл-2004
Мир на СК. Сим.N 15. Современные информационные технологии как фактор интеграции... 2004 г.
Источник: http://pn.pglu.ru